Дети являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Часто за случаями детского травматизма стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Задача взрослых заключается в обеспечении безопасности юных участников дорожного движения, помощи при адаптации к интенсивному движению в городах и крупных населенных пунктах, разъяснении возможных опасных ситуаций в транспортной среде.
Помочь вашему ребёнку сохранить жизнь и здоровье на дороге может составление вместе с детьми схемы маршрута «дом — школа — дом» с детальным описанием особенностей каждого перехода через дорогу и мест, требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других постоянных маршрутов вашей семьи («дом — музыкальная школа», «дом — дом бабушки», «дом — магазин» и т.д.).
Карту окрестностей дома и школы, которая станет основой для этой схемы, можно получить, например, с помощью карт из Интернета. Задайте желаемый масштаб и нанесите на основу названия объектов (школа, стадион, кинотеатр, супермаркет, сквер, детская площадка, кафе и т.п.), светофоры, дорожные знаки, переходы, места остановок общественного транспорта с указанием маршрутов и др. — всё, что поможет школьнику ориентироваться в дорожной обстановке. Отобразите наиболее безопасные подходы к школе и другим объектам, изображённым на схеме. Места, требующие повышенного внимания ребёнка, следует обозначить особо. Изготовленное таким образом полезное учебное пособие разместите в дневнике школьника.
Чтобы эти схемы действительно работали, необходимо вместе с ребенком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудить места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначьте, по какому маршруту идти нельзя. Пройдя маршрут повторно, попросите ребенка объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.
Очень эффективной формой предупреждения дорожных происшествий с детьми являются «минутки безопасности». Это короткий ежедневный диалог с ребенком, который учит наблюдать за дорогой, предвидеть скрытую опасность и правильно действовать в различных ситуациях, которые ежедневно встречаются в транспортной среде.
Цель такой «минутки» — настроить детей перед дорогой на мысли об осторожности и внимательности по пути следования. Если ваш ребенок, направляясь в школу, передвигается по одному и тому же маршруту: выходит из дома, идет по тротуару, переходит дорогу, проезжает пару остановок на автобусе и таким же маршрутом возвращается домой, то последовательно обсудите с ним тему безопасности на дворовой территории, далее — движение по тротуару и переход проезжей части. Следующей темой «минутки» может быть ожидание маршрутного транспорта, далее — поездка в автобусе и прочее.
Ориентируйтесь на те обстоятельства, которые актуальны в данный конкретный момент времени в зависимости от дорожной обстановки на маршруте, времени года, времени суток, погодных условий и т.п. Даже переход дороги по одному и тому же нерегулируемому пешеходному переходу будет отличаться в час пик и в более спокойное время.
Обязательно напомните, что, переходя проезжую часть, никогда нельзя отвлекаться на разговоры по мобильному телефону, написание сообщений, общение с попутчиками.
Обеспечьте ребенка световозвращающими элементами для безопасности передвижения в темное время суток или пасмурную погоду, а также проконтролируйте их обязательное использование.
Культура поведения на дороге формируется, прежде всего, в семье. Поэтому от родителей зависит, какие уроки дорожной безопасности усвоит ваш ребенок, насколько грамотным он вырастет пешеходом, пассажиром, велосипедистом, а впоследствии — и водителем автотранспорта.
Чтобы не сожалеть о неповторимых последствиях, необходимо заранее позаботиться и о мерах безопасной перевозки детей в легковом автомобиле, проверить, надежно ли закреплено детское удерживающее устройство и правильно ли пристегнут юный пассажир. Важно понимать, что применение детского удерживающего устройства не сможет стать гарантом безопасности ребенка-пассажира, если водитель грубо нарушает Правила дорожного движения. Водителям необходимо быть максимально внимательными на дорогах, строго соблюдать скоростной режим, быть особенно бдительными вблизи образовательных организаций, помнить, что в период адаптации к рабочему ритму после длительных летних каникул ребята могут быть рассеяны и невнимательны. Обязанность взрослых — обеспечить безопасный путь
школьников за знаниями в новом учебном году.