В МБОУ «Айская СОШ» прошла стажерская практика в рамках деятельности РИП и реализации гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования

19 апреля 2024 года в МБОУ «Айская СОШ» Алтайского района прошла стажерская практика «Центр образования «Точка роста» как ресурс формирования естественно-научной грамотности обучающихся» в рамках деятельности РИП по теме «Организация деятельности центра «Точка роста» по формированию функциональной грамотности обучающихся». Стажерская практика проводилась также в рамках реализации гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования по теме «Цифровая исследовательская лаборатория «Экология курортных зон Алтая». Стажерская практика являлась практической частью курсов повышения квалификации «Организация и проведение педагогического эксперимента в рамках проекта «Цифровая исследовательская лаборатория «Экология курортных зон Алтая». Курсы проводились совместно с КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова». Первую часть курсов (в дистанционном фоормате) провела Горбатова О.Н., заведующий кафедрой естественно-научного образования КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», к.пед.н.

В стажерской практике приняло участие 17 педагогических работников школ Алтайского района (учителя биологии, химии, физики и географии).

Практика началась с приветственного слова Ольгезер С.В., директора МБОУ «Айская СОШ», которая познакомила стажёров с тем, что школа с сентября 2023 года реализует РИП по теме «Организация деятельности центра «Точка роста» по формированию функциональной грамотности обучающихся», а с декабря 2023 года в школе реализуются мероприятия в рамках гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования по теме «Цифровая исследовательская лаборатория «Экология курортных зон Алтая». В школу было дополнительно на средства гранта закуплено оборудование (цифровые исследовательские лаборатории Releon по биологии и экологии) для реализации исследовательского проекта «Экология курортных зон Алтая».

Далее Митина Алёна Александровна, методист кафедры гуманитарного образования КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», к.пед.н., доцент, выступила по теме «Педагогический эксперимент: организация, проведение, анализ и интерпретация познавательной активности школьников, презентующих результаты исследовательского проекта «Экология курортных зон Алтая».

Во второй части стажерской практики был представлен опыт МБОУ «Айская СОШ» по работе с цифровыми лабораториями по биологии, химии и физике в рамках деятельности центра образования «Точка роста».

Опытом использования цифровых лабораторий в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования поделились педагоги Айской средней школы: Обухов В.А., учитель физики, Кнауб В.А., учитель биологии и Шегурова В.Д., учитель химии.

В каждой лаборатории учащиеся представили свои исследовательские проекты и научили стажеров проводить опыты, исследования, эксперименты с использованием лабораторного оборудования.

Физическая лаборатория:

Фишер Виталий, ученик 7а класса, представил проект по теме «Исследование уровня шума в окрестностях села Ая» и продемонстрировал технологию применения датчика уровня шума из цифровой лаборатории Releon Point по экологии.

Беспоместных Роман, ученик 7а класса, познакомил с исследовательской работой «Исследование уровня радиационного излучения в окрестностях села Ая», а также с технологией измерения уровня радиационного излучения счетчиком Гейгера (датчик ионизирующего излучения) из цифровой лаборатории Releon Point по экологии.

Биологическая лаборатория:

Галкина Людмила и Лункьянченко Дарья, ученицы 6а класса, продемонстрировали работу датчиков освещенности, концентрации кислорода и углекислого газа, а также датчика влажности почвы из цифровых лабораторий Releon Point по биологии. Далее Людмила и Дарья представили исследовательский проект «Условия протекания процесса фотосинтеза».

Архипова Анна, ученица 11 класса, познакомила с индивидуальным итоговым проектом «Оценка показателей физического развития и работоспособности учащихся методом степ-теста» с использованием датчиков по физиологии человека из цифровой лаборатории Releon Point по биологии.

Химическая лаборатория:

Юные химики Алпатов Александр, ученик 11 класса, Шадрина Арина, ученица 8б класса, и Амелющенко Тимофей, ученик 7а класса, научили стажеров использовать цифровые лаборатории Releon по химии. Ребята детально продемонстрировали технологию применения датчиков цифровой лаборатории по химии. Также были представлены исследовательские работы учащихся по темам: «Органолептические показатели воды», «Определение водородного показателя (Ph) и жёсткости воды», «Определение мутности воды» и «Определение общего железа. Определение содержания нитратов-ионов».

На «круглом столе» по подведению итогов практики стажеры пришли к выводу, что важно использовать цифровые лаборатории в учебном процессе (как на уроках, так и во внеурочной деятельности, занятиях дополнительного образования), так как данный вид деятельности формирует не только естественно-научную грамотность у обучающихся, но и в общем функциональную грамотность.

Рефлексия была проведена с использованием технологии формирующего оценивания «Билет на выход», во время которой стажёры отметили, что «Знакомство с опытом исследовательской работы коллектива юных исследователей и педагогов позволяет констатировать: лаборатории используются эффективно, в школе сложилось НОУ, работа может иметь социально-экономическое значение». Также педагоги высказывались о потенциале центров «Точка роста» — «мобильная бригада детско-взрослых групп, создание и реализация сетевых проектов». Все сошлись во мнении, что подготовка учащихся была на высоком уровне, ребята владеют материалом, сами проводят опыты и исследования с использованием лабораторного оборудования, сравнивают, делают выводы и определяют перспективу работы.

В рамках реализации мероприятий гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования предусмотрено проведение исследования «Экология курортных зон Алтая» с целью изучения качества воды (органолептические показатели воды и химический анализ качества воды), уровня шума, радиации, уровня ультрафиолетового излучения, качества атмосферного воздуха в курортных зонах Алтая в рамках деятельности центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Данный проект будет реализовываться совместно со школами Алтайского района. Следующий шаг в данной работе – совместные экспедиции со школами-партнерами в июне-июле 2024 года.